При инициализации привода компрессора (ДВС, электродвигатель), вращение передается на ротора винтового блока (прямой привод, редуктор, ременная передача), и в контуре компрессора создается давление порядка 1,5 - 2,5 бар, необходимое для смазки подшипников компрессора.
При открытии впускного клапана (как правило электропневматический привод) через воздушный фильтр воздух поступает во внутреннюю полость винтового блока, смешивается с маслом и начинает сжиматься эвольвентами роторов. Воздушно-масляная смесь поступает в маслобак, который является емкостью для хранения масла и выполняет роль циклонного сепаратора, в котором происходит первичное разделение воздуха и масла за счет центробежной силы (так как молекулы воздуха и масла имеют разный удельный вес).
Масло пройдя через масляный фильтр, в зависимости от температуры, подается в винтовой блок по малому кругу или большому кругу пройдя через масляную секцию двухконтурного радиатора. Воздух имея еще довольно большое остаточное содержание мала поступает в коалесцентный сепаратор, где молекулы масла, проходя через фильтрующую поверхность сепаратора, притягиваются друг к другу, собираются в капли и под действием сил гравитации стекают вниз.
За счет разницы давлений в полости винтового блока и полости маслобака (клапан минимального давления поддерживает давление порядка 4,0 - 4,5 бар) отсепарированное масло подается в винтовой блок (как правило это белая прозрачная трубка или фитинг с прозрачным стеклом). Очищенный от масла воздух с остаточным содержанием масла порядка 3 мг/м3 проходит через клапан минимального давления, через воздушную секцию двухконтурного радиатора и далее поступает в пневмосеть.
При достижении верхнего установленного предела давления впускной клапан закрывается, и компрессор переходит в режим холостого хода (на компрессорах малой мощности под управлением регулятора давления компрессор выключается).
- Если за время работы на холостом ходу давление в пневмосети упадет до нижнего установленного предела давления, то впускной клапан открывается и компрессор начинает работать в режиме нагнетания.
- Если же за время работы на холостом ходу давление в пневмосети не опустилось до нижнего установленного предела, то электродвигатель компрессора останавливается и компрессор находится в режиме ожидания, обратный клапан отключает компрессор от пневмосети, и начинается разгрузка внутренней полости компрессора от давления, подготавливая компрессор к запуску. Как только давление упадет ниже нижнего установленного предела давления компрессор начинает работать в режиме нагнетания.